Родиной чайного дерева принято считать Китай. Китайцы обратили внимание на способность отвара из листьев оказывать тонизирующее воздействие на организм человека и первыми начали выращивать это растение. Первые упоминания о чае встречаются в китайских рукописях, возраст которых около 5000 лет. В VIII веке был создан знаменитый «Трактат о чае».
Автор "Трактата о чае" - Лу Юй считает, что первым по достоинству оценил свойства чайных листьев предок китайцев Шэнь Нун. Он изучал различные растения и принимал множество ядов, а чай был для него - противоядием. Горький настой, который он использовал, впоследствии назвали зеленым чаем. В древности китайцы считали его лекарством от 72 ядов и применяли только для лечения больных. Позже начали использовать листья чайного дерева в религиозных обрядах. Во времена от периода Западной Хань до начала эпохи Троецарствия настой подавали при дворе императора. В эпоху расцвета буддизма чай стал популярен среди простых китайцев.
Чай распространяли монахи-буддисты, подавая его к столу во время бесед с учениками вместо традиционного вина. Мудрецы создали целую философию – Дао чая. Монахи верили, что отвар помогает глубже проникнуть во внутренний мир человека, осознать место человечества во взаимодействии Земли и Неба, Пространства и Времени. Напиток полюбили по всему Китаю. В III-IV веках нашей эры чайное дерево стали выращивать на плантациях. В дальнейшем, чтобы легче было собирать листья, из высокого дерева в результате селекции получили куст. Китайские законы VIII века установили четкие требования к завариванию чая. После чайных реформ X века чаинки сначала растирали в порошок, смешивали один к одному с горячей водой, взбивали метелкой из бамбука и только потом заваривали. Одновременно с появлением этого способа приготовления напитка в Китае изобрели белую фарфоровую посуду, глазурованную изнутри. В такой чашке можно хорошо рассмотреть цвет напитка и легко заметить зависимость вкуса и аромата от цвета настоя. Китайцы стали внимательнее следить за изменением окраски чайного листа во время производства. Это вызвало усовершенствования в производстве чая. В XVIII веке было известно свыше ста сортов, он стал самым популярным напитком в Китае. В наши дни гостям во время чаепития китайцы говорят: «Пробуя вкус настоящего Чая, вы пробуете вкус самой Жизни».
Считается, что пить чай начали на территории современной китайской провинции Сычуань (Четыре потока). По свидетельствам историков, традиция употребления чая уходит в прошлое более чем на две тысячи лет. Упоминания о чае встречаются начиная с эпохи "Весны и Осени" (УШ-У вв. до н.э.), но произведения, посвященные чаю и искусству чаепития, появляются гораздо позднее: "Ода чаю" относится к IV в. н.э., а знаменитый "Канон чая" был написан уже при династии Тан (УП-IХ вв. н.э).
Автор последнего трактата, Лу Юй, обсуждает множество связанных с употреблением чая вопросов. Его главные принципы: "Прозрачен и некрепок - хорош, в меру - прекрасен; после еды пить поменьше, перед сном - не пить совсем; заварив, выпить, выпив, заварить" и т.д. С тех времен у китайцев чай считается одним из девяти предметов первой необходимости - таких, как вода, масло, рис и дрова. Тибетцы рассматривают чай, наряду с топленым маслом и цзамбой мукой из ячменя), в качестве трех главных пищевых продуктов. Они давно поняли, что чай не только помогает пищеварению, но и значительно снижает опасность влияния на кожу интенсивного ультрафиолетового излучения, характерного для высокогорных плато Тибета. Тибетцы любят говорить, что без молока можно прожить три дня, а без чая не протянешь и одного.
Чай вывозили из Китая в самых разных направлениях. Согласно историческим источникам сначала основным направлением экспорта было западное. Знаменитый шелковый путь начинался в современной провинции Шэньси, проходил по коридору к западу от Хуанхэ, через Синьцзян вел в Среднюю и Западную Азию, Афганистан, Персию, и дальше в Европу. Однако судя по японским записям, во времена династий Суй и Тан (УI-IХ вв. н.э.) культура чаепития начинает проникать в Японию: некий монах высокого ранга основал монастырь, в котором разводили чайные кусты. В VI-VII вв. н.э. обычай чаепития дошел до корейцев. И вскоре Корея обратилась с просьбой к могущественному соседу прислать семена чайного куста, чтобы культивировать чай у себя.
В Европе чай упоминается впервые в "Путевых записках Марка Поло". Приблизительно в XVII в. начался регулярный экспорт китайского чая в Европу и Америку. В Лондоне была открыта первая чайная. И с этого времени чай постепенно становится одним из самых популярных в мире напитков.
В различных трактатах чай упоминался как “тоу”, “тхе”, “кха”, “чун”, “мин”. В IV–V веках, когда практика показала, что лучший напиток получается из самых молодых листьев, к этим первородным именам чая прибавилось еще одно - “ча”.
В зависимости от местного названия того или иного сорта, в настоящее время китайцы используют множество слов, обозначающих чай, но большинство их содержит частицу “ча”. Словом “ча е” называется по-китайски чай в листьях, словом “ча и” – готовый, рассыпной чай и чай как напиток.
Русское слово “чай”, которое впервые пришло к нам как монгольское “цай”, переняли от нас болгары, сербы, чехи; португальцы говорят “чаа”, арабы – “шай”, народы Индии и Пакистана – “чхай” или “джай”, калмыки – “ця”, народы Средней Азии – “чай” или “чой”.
Наименования чая, в которых присутствуют звуки «ч», «ж», «ц», пришли через северные районы Китая и по Великому шелковому пути, то есть по суше. Туда же, где чай называется «тэ» или «ти», название попало через южные районы, в которых распространено кантонское наречие, то есть по морю.
Информация опубликованная в разделах подготовлена при использовании материалов из книг В.Н. Челноковой и В.В. Похлебкина